Украинские национальные прически и головные уборы.

Украинские национальные прически и головные уборы.

Украинские национальные прически и головные уборы.
СОДЕРЖАНИЕ
0
19 просмотров

На Руси издавна носили длинные волосы, закрывающие затылок и падающие на плечи. Если такая длина начинала мешать, пряди подстригали полукругом. Отличительная черта такой стрижки — одинаковая длина всех волос, считая от макушки. Кроме того, славяне носили и бороду с усами.

В каждую эпоху внешний вид русичей менялся. Если мужские славянские причёски древних времен были только практичны, то скоро ситуация поменялась. Во время распространения моды на все французское эстетика вышла на первый план. Волосы стали стричь короче, а от бород полностью избавлялись. Кроме того, усы стали аккуратнее.

После введения христианства мужчины начали стричься «под горшок». Бороды стали носить окладистыми, в виде лопат.

Длина волос

При внимательном изучении истории вопроса видно, что причёски славян выполнялись на волосах средней длины. За волосами ухаживали, однако, в распущенном виде их носили только дома. При выходе за ворота в хвост собирались все пряди или только теменные.

Модные причёски 2021 мужские для подростков

Считалось, что очень длинные волосы — это женский удел. Поэтому длинных волос мужчины не отпускали.

Древнерусские причёски мужские зависели и от рода занятий. Воины носили ту же длину, что и крестьяне. Однако они собирали пряди в низкий хвост. Это делалось для того, чтобы шлем хорошо сидел.

Сами волосы имели в то время сакральное значение. Поэтому короткие стрижки не были распространены. Длинная шевелюра олицетворяла собой силу человека и его красоту. А короткие волосы говорили об отсутствии душевных качеств.

Украшения причёски

Для украшения волос славяне использовали амулеты и обереги. Делались они из кожи, полосок ткани и ниток. К ним могли крепиться металлические детали. Помимо эстетической функции, такие обереги закрепляли волосы. Они не лезли в глаза во время работы, что было очень удобно.

Современная мода

Если волосы имеют среднюю длину и у владельца есть борода, это можно назвать славянским стилем. Стрижка «горшок» также весьма популярна.

Если волосы русого цвета и перевязаны кожаным жгутом, форма их очень узнаваема.

Интерпретации старинной причёски могут включать в себя такие элементы:

  • филировку;

челку различной формы. Это может быть косая челка или очень длинная, до подбородка.

Кроме того, современная укладка значительно улучшает вид стрижки. Окрашивание допускается, но оно не должно быть чересчур ярким. Оптимальным будет цвет на тон светлее вашего.

Славяне были уверены, что в волосах кроется мужская сила. Поэтому их не стригли коротко, предпочитая среднюю длину. Чересчур длинные волосы считались женственными, однако, длина до плеч была оптимальной.

Современные стрижки, имитирующие славянский стиль, могут иметь разную длину. Однако самой выразительной по-прежнему остается длина не ниже плеч.

Если вы хотите выразить свое уважение предкам, выбирайте древнерусскую мужскую причёску. Ее форма очень узнаваема, она подходит к большинству стилей в одежде. Особенно это относится к спортивному и повседневному стилю. Строгий дресс-код может не допускать удлиненных прядей.

Назначение девичьих венков

В витая хохлатому венке компо-зицийний акцент был впереди. В зависимости от назначения такой венок мог быть более или менее нарядным и сложным. Делали его из разных живых (бархатцев, розы, базилика, мака, георгин, барвинка) или искусственных (восковых или бумажных) цветов, украшали сусальным золотом, пташи-ным перьями, окрашенными в яркие цвета. Сзади на спину опускались бар-нцевистые ленты.

На Западной Украине 3. в. украшали уплитамы, герданами из стеклянных нами-стей, листьями позолоченного барвинка т.п.. Девушки подвязывали подбородка красной платком и, подняв ее на темя, опускали концы с тороками за голову-

в перем. Под платком по бокам го-ловы втыкали живые или искусственные цветы — Чичка. На Ивано-Франковщине в кос привязывали цели клочья красной, реже разноцветной шерсти, которую опускали на плечи, — уплиткы. Гуцулки носили 3. в. из стекляруса и лент, искусственных цветов и па-виног перья — Карабула. На свадьбу одева-ли головной убор вроде шапочки, сделанный из герданов и лент и украсят-ный спереди круглыми металлическими бляшками, а сбоку кистями цветов.

На праздники украшали косы цветами или мелким пером, которое макали в раз-топленый воск. Поверх всего этого на-кладалы разноцветные шелковые ленты, концы которых опускали на плечи. Во время работы девушки подвязывали волосы лентами.

Стильные мужские стрижки 2019-2020, модные мужские прически: фото

  • Современные мужчины не меньше внимания и времени уделяют своему имиджу и внешнему виду, нежели женщины, создавая свой индивидуальный и неповторимый стиль.
  • Большое значение во внешнем облике каждого мужчины отводится стильным мужским стрижкам и прическам, которые в большей части способны преобразить внешность любого мужчины.
  • Стильные и современные мужские стрижки и прически 2019-2020 года способны преобразить любого мужчину, который желает выглядеть модно и неотразимо.
  • В этом непременно поможет большое разнообразие современных стрижек для мужчин на средние и короткие волосы, фото которых представлены в нашем обзоре.
  • Модные и оригинальные мужские стрижки 2019-2020 года помогут скрыть некоторые недостатки во внешности и подчеркнуть красивые мужские черты лица, которые заслуживают особого внимания.
  • Выбирая стильные мужские стрижки 2019-2020 года, стоит учитывать роль деятельности мужчины, ведь не всем подойдут одинаковые виды мужских стрижек.
  • Так, творческие и активные молодые люди могут отдать предпочтение более длинным мужским стрижкам, а вот деловые и занятые мужчины – наоборот выберут для себя классические и короткие мужские стрижки.
  • Современные мужчины тщательно следят за своей внешностью, следуя модным тенденциям и трендам, которые диктуют стилисты и знатоки современной моды.

Немаловажно, чтобы правильно подобранные мужские стрижки являлись практичными и не требовали длительной укладки, а наоборот были комфортны и удобны. Предлагаем актуальные виды стрижек для мужчин, современные короткие мужские стрижки и прически 2019-2020, представленные на фото в нашей галерее

Предлагаем актуальные виды стрижек для мужчин, современные короткие мужские стрижки и прически 2019-2020, представленные на фото в нашей галерее.

Оригинальные мужские стрижки: стрижка для мужчины «бокс» и «полубокс»

  1. Короткие и оригинальные мужские стрижки «бокс» и «полубокс» можно создать с гладкой укладкой или немного небрежной – как вам больше нравится.
  2. Данный вид стрижки для мужчин хорошо подойдет для тех, кто не намерен ежедневно тратить много времени, чтобы уложить волосы.
  3. Красивые мужские стрижки «бокс» и «полубокс» позволяют с легкостью уложить волосы, сделав боковой пробор, и используя совсем небольшое количество средств для укладки.

Современные мужские стрижки: британская стрижка для мужчин

Оригинальная стрижка для мужчин «британка» является идеально подходящей для современного делового мужчины, который следит за собственным стилем.

Данный вид стрижки для мужчин предполагает, что волосы у висков немного короче, нежели на макушке.

Стрижки для мужчин 2019-2020 года в стиле «брит» очень модные и актуальные. Выбирая стрижку «брит», мужчина подчеркивает особенный шарм, демонстрируя собственную индивидуальность и неповторимый стиль.

Оригинальные мужские стрижки для мужчин 2019-2020 года: «канадка»

  • Стрижка для мужчин «канадка» — еще один тип классической короткой стрижки для мужчин, которая является, наверное, одной из самых практичных.
  • Данная мужская стрижка предполагает более длинные волосы у лба и короткие в других частях головы – макушке и висков.
  • Современные мужские стрижки для мужчин в стиле «канадка» являются универсальными и подойдут для большинства сильных мира сего.

Выбирая оригинальные современные мужские стрижки 2019-2020 года, можно смело экспериментировать с длиной волос и типами стрижки для мужчин, чтобы подобрать идеальную стрижку для себя.

Существует множество видов современных стрижек для мужчин 2019-2020 года, которые можно изменять под свой оригинальный стиль.

Современные мужские стрижки 2019-2020: фото красивых стрижек для мужчин

Современные варианты и идеи стрижек для мужчин, актуальные и оригинальные мужские стрижки и прически для мужчин , фото – в нашей галерее…

ВЕНКИ-ШНУРЫ

выглядели Тонен-кой яркой ленты, которую повязывали на-вколо головы и закрепляли сзади, сдерживания кая распущенные волосы. За такую ленту, например, на Черниговщине затыкали искусственные или живые цветы, а на Киевщине на-шивали заложенную в мелкие складки разноцветную ткань, которая имитировала венок.

плоскостной ВЕНКИ делали обязательно на жесткой (иногда картонной) основе, которая должна цилиндрическую форму. Ча-сом на нее во много строк нашивали ву-Зеньков разноцветные ленточки, собранные в мелкие складки. Чаще же основу обтяг-валы шелковой тканью, а сверху прикрепляли цветы.

Происхождение оселедца

В происхождении названия мужской казачьей прически «оселедец» («селёдка») можно заметить изрядную долю юмора. Со временем шутливый оттенок перестал быть актуальным, как бы стерся, и слово стало именем нарицательным. Изначально эта оригинальная прическа была «изобретена» кочевыми племенами Великой евразийской степи. У них она называлась «айдар». Айдары носили только взрослые мужчины, женатые и уже продолжившие свой род. Холостые юноши имели право носить простую длинную челку, которая называлась «кекил».

Брили голову и оставляли на макушке длинный чуб казахи, тувинцы, авары, татары и другие кочевники. Иногда для удобства длинную прядь волос заплетали в косичку. Айдар был особым отличительным признаком. Таким же, как национальный костюм, оружие, язык или обычаи народа. У многих кочевников эта прическа была очень распространена. Казаки, часто воевавшие и «общавшиеся» таким образом с татарами и другими кочевниками, просто позаимствовали эту прическу и дали ей свое название – «оселедец».

Оселедец

Чуб «оселедец», или чуприну имели право носить только воины, которые «понюхали пороху». Это не просто прическа, а древний обряд. У норманнов, к примеру, это было посвящение в служение богу с одним глазом — Одину. Считалось, что такую прическу носил сам одноглазый владыка и все его войско. Есть документальные подтверждения тому, что воины-язычники князя Святослава Киевского носили такие же прически.

Длинный чуб казака

Как выглядел казак с чубом? Известно, что художник Репин, изображая в 1880 году казаков на одноименном полотне, явно ошибся. Если рассмотреть картину, то можно увидеть что оселедцы у казаков какие-то очень тонкие, похожие на китайские косички. К тому же они заложены за правое ухо, что было непозволительно. Есть, правда, на картине запорожцы и со стрижками «под горшок».

Картина Репина

Обычаи казаков, связанные с волосами

Когда воины хоронили друга, который был предательски убит, они вырывали из чуба по клочку волос и кидали в могилу. Это означало, что они обязательно найдут убийцу и отомстят.

У Гоголя также упоминался чуб Тараса Бульбы и проклятие. Старый отец вырвал клок волос из головы и проклял тот день, когда породил на свет божий предателя.

Но казаки знали, что Господь запрещает думать о мести, и поэтому понимали, что обрекают и себя. Если воин решил мстить, то знал, что теперь не попасть ему в рай, и что покоя ему не будет ни на том свете, ни на этом. Поэтому, наверное, и погиб гоголевский Тарас Бульба.

Далее немного расскажем о том, как казаки следили за своим внешним видом.

Действительно ли наши предки наделяли волосы магической силой

Волосы всегда ассоциировалось с растительностью из-за их быстрого роста, прочности и плотности. В фольклорном творчестве часто можно встретить такие сравнения: «растет как сорняк у дороги», «девушка — как калина», «сыночки — как дубки», «головка — как макушка».

Согласно древним верованиям, растрепанные волосы означали принадлежность к магии и потустороннему миру: «Как днем, то и старая, а как солнце заходит, то она и молодеет, в самую глухую полночь становится молоденькой девочкой. (…) Так она, как помолодеет, то и наденет белую рубашку и косы распустит, как девушка, и пойдет доить по селу коров ». Часто таких женщин называли ведьмами и всевозможными способами пыталися остерегаться их.

ведьма

Пользоваться чужой расческой строго запрещалось, а остриженные пряди не выбрасывали на улицу, чтобы голова не болела.

Не стоит пренебрегать магическим влиянием волос. Поговаривали, что для их характерны даже лечебные свойства. Самые смелые использовали пряди волос для приворотов и гаданий. Случались даже такие случаи, когда они применялись для манипуляции людьми (создание кукол).

Головные уборы и прически терских казачек

Сорочка

Головной убор гребенской казачки по мнению Ф.С. Гребенца, представляет из себя смесь головного убора женщин Рязанской губернии, армянок и грузинок. Замужние казачки заплетали на голове 2 косы и укладывали их на темени. На висках оставляются «букли». На косы одевался «подкосник» («подкосок» или «кокошник»). «Подкосник» делался из деревянной палочки по длине лба, которая обтягивалась ватой и обшивалась ситцем; затем из ваты скручивался полукруг, который также обшивался ситцем. Обе эти части скрепляли вместе так, чтобы образовывался полукруг. Полукруг одевается к затылку, а прямой палочкой ко лбу. Косы с «подкосником» подвязывали «сорочкой» (род очипка), поверх которой «стагаш» (или «стягашник») — шелковый алый, кашемировый или ситцевый платок, концы которого завязываются на затылке. Последней надевали «ширинку» — большой батистовый или шелковый платок с загибкой по середине («сгибкой»), которая делалась зубами, но чаще утюгом по центру свернутого угол с углом платка . Платок также завязывали на русский манер под подбородком . Вся конструкция описанного головного убора значительно увеличивала размеры головы и придавала ей немного квадратный вид. Девушки заплетали одну косу, которая опускалась до талии, сразу на волосы повязывали «стягашник, «поверх которого надевали «ширинку» или платок как у замужних женщин .

  • Весь комплект головного убора “Сорочка”: подкосник, сорочка, стягашник, ширинка
  • Часть головного убора “Сорочка”
  • Часть головного убора гребенских казачек – Сорочки – “Подкосник” в исполнении ателье “Меланья”

Аналогичные головные уборы носили казачки ст. Бороздинской и, вероятно, иных станиц Кизляро-Гребенского полка.

  • Гребенская казачка в “сорочке”, нач. XX в.
  • Е.Е. Лансере. Портрет казачки станицы Старогладковской Елены Тамазиной.1928 г. Бумага, гуашь, темпера.

Гребенская казачка в сорочке (красная деталь под платком – стягашник)

Шлычка

Женщины ст. Ищерской носили на голове шлычки вроде чепцов, а сверх шлычки надевали шелковые, кашемировые или кумачные повязки. Летом в праздник носили одни повязки на головах без платков.

Шлычка Мартыненок Д.В. Ставропольский край

Куталка

— способ повязывания платка для сохранения кожи лица от загара во время полевых и домашних работ, схожий с донской зануздалкой.

терские казачки в куталках. Рисунок Е. Лансере

«Для сохранения кожи лица и рук от загара они и на работе в поле и садах, а так же дома, «кутаются», обвязывая лицо платком настолько, что оставляют видными только одни жгучие глаза.»

«Женщины же во время летней жары, чтобы сохранить белизну и нежность лица, «кутаются», то есть обвязывают лицо платком.»

«Во время лета каждая девушка старательно оберегает свое лицо от загара и вообще от всех внешних влияний, с каковою целью употребляется для лица особый вид повязки. Лицо так плотно закутывается, что с трудом можно дышать и смотреть, почему невольно удивляешься, как в таком замаскированном виде девушка может усиленно работать в летнюю страду.»

Отличие между девичьими и женскими головными уборами

Девичьи головные уборы существенно отличались от женских, им присуща большая разнообразие и великолепие цветов. Особым разнообразием форм и отделок отмечались свадебные головные уборы. Характерным для них было то, что верх головы, макушка, был всегда открытым. Отсюда и головной убор основном имел винкоподибний вид.

Венкоподибни головные уборы делятся Навинки-шнуры, венки плоскостей-нет да венки свиты. Материалы, конструкция, формы и техники их изготовления были самыми разнообразными. Существовали девичьи головные уборы и другие формы.

Общие рекомендации по выполнению

Стрижка требует профессиональных навыков, рекомендуется выбрать опытного мастера. Плавные переходы, актуальный пробор, возможность дополнить оригинальными рисунками — детали позволяют подобрать уникальную модель. Для создания стрижки в домашних условиях понадобятся:

  • тонкий гребень;
  • машинка для стрижки, триммер для окантовки;
  • классические и филировочные ножницы;
  • пульверизатор для периодического увлажнения волос;
  • фен и продуваемая щетка;
  • стайлинговые продукты — мусс, воск, глина.

Стоимость стрижки в салоне зависит от выбранной модели и дополнительных эффектов, создания рисунка, модного окрашивания. Средняя цена варьируется от 1000 до 3000 руб.

Значение волос для казаков

Волосы, которые остаются после стрижки, несут информацию о человеке, поэтому с их помощью можно причинить вред владельцу. Казаки верили в это. После стрижки они закапывали их в землю, ведь часть шевелюры могла попасть к врагу, который может навести порчу на хозяина.

До наших дней дошел казачий обычай первый раз подстригать мальчика, когда ему исполнится год. В процессе участвует крестная мама, которая и стрижет малыша, и другие родственницы. Родная мама в процедуре участия не принимает.

«Хохол» или «оселедец»?

Такое название традиционной казачьей прически было принято только у русских. Сами запорожцы называли ее «оселедцем», что в переводе с украинского значит «селёдка». Чуб, свободно свисающий с практически полностью обритой макушки, действительно сильно походит на продолговатое рыбье тело. Но слово «оселедец» было не понятно русскоязычным соседям. Даже те из них, которые могли слышать оригинальное название этой прически, просто не воспринимали его, поэтому называли длинный казачий чуб по-своему, то есть «хохлом».

Поскольку такая мужская прическа была принята только у украинцев, постепенно название «хохол» было перенесено с части облика человека на него самого. В результате в культуре восточных славян украинцы стали прочно ассоциироваться с хохлами. Этим словом стали называть уже не собственно казаков, а всех украинцев вообще, включая детей и женщин, которые по понятным причинам никакие оселедцы не носили. В среде самих украинцев слово «хохол» воспринимается как оскорбительное.

Интересно, что у народов Сибири этот перенос произошел еще глубже: сибиряки называли хохлами и белорусов, и русских, проживавших в южных районах Руси (а позднее и Российской империи). Это могло происходить из-за различий в языке. Говоры русских, проживающих далеко на востоке, за Уралом, очень сильно отличаются от распространенных в центральных районах, не говоря уже о литературном языке. На слух сибиряка, никогда не общавшегося с русскоязычным жителем юга, речь последнего звучала непривычно и очень похоже на украинскую.

Значение этой прически для казаков

Для любого запорожского казака ношение оселедца было особой гордостью, символом принадлежности к свободному народу, какими были когда-то степные кочевники, не знавшие никаких границ и преград. Постепенно история этой легендарной прически обросла разными мифами и преданиями. Одни историки утверждают, что подобный казачьему чуб носили некоторые киевские князья. В частности, сохранилось подобное описание Святослава Игоревича, сделанное византийскими послами.

Все эти примеры еще раз подтверждают взаимопроникновение культур разных народов при тесном контакте. И как всегда бывает в таких случаях, позаимствованные элементы обрастают в новой среде уникальными чертами. Так у запорожских казаков считалось не только гордостью, но и хорошим знаком носить длинный чуб-оселедец. За него якобы Господь Бог сможет вытащить погубившего столько людских жизней грешника из адского пламени.

Каждый казак был искренне верующим человеком и понимал, что за столькие прегрешения его душа отягощена большим бременем. Оселедец был еще и чем-то вроде талисмана, оберега от дьявольских сил. Со временем он стал символом высокого положения, даже принадлежности к знатному роду.

Зачем козаку нужен был чуб-оселедец и серьга в ухе

К слову, молодых казаков называли «джурами» и стригли обычно «под горшок». Прическа «укорачивалась» постепенно в процессе обучения воинскому мастерству и накоплению боевого опыта. Самым позорным наказанием для казака было сбривание чуба.

Серьги, изготовленные из серебра в виде полумесяца, казаки также носили не ради забавы. Они в себе несли информацию о социальном статусе воина. Серьга в левом ухе означала, что казак был единственным сыном в семье. А когда серьга носилась в правом, то это говорило о том, что ее владелец – последний мужчина в своем роду. Но бывали случаи, когда серьги носились в обоих ушах.

Невозможно также не вспомнить и известные живописные работы Василия Сурикова, потомственного сибирского казака. Это и знаменитое полотно «Покорение Сибири Ермаком» (1895г.) и «Степан Разин» (1906).

Описание стиля казаков

Первые упоминания о казаках встречается в XVI веке, они всячески поддерживали единство Русского царство, присягая царям на верность, защищая от смут, вражеских нападений. В конце XVII века на Дону образовалась автономия, вольные жители участвовали в управлении, почитали старообрядческие традиции. Необходимость защиты южных границ империи привело к привилегиям в самоуправлении.

Модная прическа с чубом

При Петре I казаки получили подкрепление при борьбе с турками, также активно поддерживали царя, выступая в Шведской войне. Но желая управлять свободолюбивыми воинами, царь изменил управление в Донской автономии, что привело к Булавинскому восстанию, потерей казачества автономии. Петр I перевел все казачьи войска под управление высшего военного органа Российской империи.

Постепенно Дон получил статус колонии, сохранял элементы автономии вплоть до самой революции. Но всегда отличались от регулярных войск дисциплиной и верностью товарищам, что связано с традициями семейных станиц. Выступая в бою, казаки ощущали поддержку друг друга, рядом плечом к плечу воевали деды, братья, отцы, сыновья. На сегодняшний день большинство казаков живут на территории Ростовской и Волгоградской области, по последним подсчетам численность составляет более 140 тыс. человек.

Модная прическа с чубом

Особые традиции, обычаи позволяли воспитывать отважных воинов с малых лет. Обучение будущего защитника начиналось с трехлетнего возраста, отличалось постоянством, непрерывностью и высокой степенью нагрузки военной подготовки. Стрелять учили с 7 лет, искусству обращения с шашкой — с 10, мальчики воспитывались в строгости, с детства царила железная дисциплина. Помимо военной науки, дети работали в поле, пасли скот.

Модная прическа с чубом

Оставалось время на игры, которые также были направлены обучению военному ремеслу, но в более занимательной, увлекательной форме. В середине XVIII века открылось первое образовательное учреждение, где казачьих детей подготавливали к духовному знанию. Позже основными предметами стали арифметика, грамматика, иностранные языки, рисование. В начале XIX века была создана Донская Гимназия — прототип современных кадетских училищ.

Многочисленные победы казачества объяснялись железной дисциплиной, тщательной подготовка воинов с малых лет. Любовь к родной земле прививалась с рождения, а станица состояла из семей, насчитывавших несколько поколений. Несли незначительные потери в бою в равнении с регулярными полками. Зачастую воевали целыми станицами, поддержка воинов основывалась также на кровном родстве. Казаки носили одну серьгу в ухе как знак о том, что мужчина один сын в семье.

Таких воинов товарищи оберегали в бою для сохранения продолжения будущего рода. На военных советах последнее слово не всегда было за командиром, часто решал жребий, общий совет.

Модная прическа с чубом

Мода воинов отличалась практичностью, элементы одежды не должны были мешать в бою. Казаки традиционно носили шаровары, папаху, короткий распашной кафтан, остроконечный капюшон из сукна. Головным убором служила фуражка с красным околышем, оскорблением было сбить шапку. Особым знаком были лампасы, отличавшие вольного казака от воинов, проходивших регулярную военную службу. Шашка, короткая плеть нагайка — были главным оружием.

Символизм

Такой чуб могли носить не все казаки, а только опытные воины. Начинающих стригли под «горшок», с приобретением боевого опыта, количества походов их прическа менялась. Оставшаяся часть отрастала и свисала в бок за левым ухом, что тоже не случайно. Ордена и сабля всегда находились с лева, поэтому длинный локон как знак опытного воина тоже свисал на левую сторону. Еще они считали, что у каждого чело на левом плече сидит злой дух, который толкает на неверный путь, а свисающая прядь волос, будет мешать ему, там находится.

Лишиться чуба означало потерять честь. Не редко набегающие татары, взяв в плен казака, отрезали ему эту прядь, тем самым делая его униженным и беззащитным. Так как казаки верили, что за грехи они попадут в ад, но за доблесть рыцаря, ангелы вытащит их из греховной бездны, схватив за чуб. Запрещалось носить чуб трусам, врунам, злодеям, неопытным воинам.

Такую прическу в период древней Руси, носили представители знатного рода. В летописи описывали образ Святослава: средний рост, густые брови, голубые глаза, светлые волосы длинные усы, с бритой бородой и головой лишь клок волос, свисающий на левый бок.

Еще одна причина, по которой казаки стали стричься, таким образом, уходит далеко в прошлое. В период большого переселения народов кочевые племена в качестве трофея со своих противников снимали скальп. Именно такой прической славяне демонстрировали свое бесстрашие перед врагом.

Существует мнение среди философов, почему многие воины носили именно такой чуб. Локон, расположенный по центру головы, точнее в точке соединения трех главных черепных костей, символизировал центр мирской жизни человека. Таким образом, действовал как связь с Создателем. Через него в голову человеку входил «Божий промысел» попадая прямо в сердце.

Это не просто прическа, это вызов отношение к жизни, смерти, к самому смыслу своего существования. Скачущий на коне воин, с развивающим длинным чубом, поражал врага сильнее сабли.

Современные варианты стрижек и укладок в стиле казаков

Прическа «Взбитый чуб» обрела второе дыхание. Современный вариант с короткими висками и выбритой областью затылка подходит мужчинам разных возрастных групп. Удлиненные пряди на темени оригинально смотрятся на вьющихся волосах. Стильно выглядит вариант с бородой, подходит для различных направлений, сочетается с современной, авангардной одеждой. Подобные образы уместны и на светском мероприятии, являются актуальными моделями для ежедневных дел.

Модная прическа с чубом

Барышни также выбирают креативные варианты, основой которых стали традиционные стрижки казаков. Сделать подобную прическу, можно доверить только опытному стилисту, удачная модель станет изюминкой внешности. Смелый, экстравагантный образ стоит подчеркнуть ярким, модным окрашиванием. Рекомендуется выбирать хрупким, изящным девушкам с правильным, продолговатым овалом. Прическа акцентирует внимание на лице, подчеркивает пропорциональные выразительные черты.

Модная прическа с чубом

Роскошно смотрится на вьющихся локонах, интересная фактура прядей подчеркивается выбритыми висками и затылком. Некогда мужская прическа, сегодня вполне уместна для женского образа. Подходит хрупким, стройным барышням, открывает линию шеи, рекомендуется сочетать с градиентными техниками окрашивания.

Модная прическа с чубом

Прическа тупей, означавшая «прядь волос», осталась в прошлом. Традиционно ее выполняли на париках. Мужская мода в XVIII ориентировалась на французский стиль. Сложные завитки, тугие букли присутствовали в укладках ушедшей эпохи у представителей дворянства.

Модная прическа с чубом

Прически с двумя косами традиционно использовали украинские девушки, а также донские казачки. После замужества обязательно покрывалось плетение платком, современные варианты имеют более свободную интерпретацию. Самобытные образы и сегодня не теряют актуальности. Подчеркивают красоту, миловидность юности, выполняются на длинных, густых локонах.

Модная прическа с чубом

Одна центральная коса использовалась казачками, живущими в разных регионах. Стандартная укладка преображается благодаря оригинальным украшениям. Такие образы можно использовать не только для фотосессии или тематической вечеринки, с соответствующим нарядом подходят и для торжественного события.

Модная прическа с чубом

Коса вокруг головы используется сегодня повсеместно. С небрежными, распущенными прядками является трендом последних лет. Но традиционно, казачки заплетали гладкие, тугие косы, аккуратно укладывая венком. Подходит барышням разного возраста и сферы деятельности. В зависимости от аксессуаров можно сочетать с различными стилистическими направлениями. Все чаще подобные образы используются для невест, а также светских мероприятий.

Модная прическа с чубом

Немного из истории казачества

Вследствие «Великого голода» в 1601-1603 годах многие землевладельцы, не имевшие возможности прокормить своих холопов, выгоняли их со своих владений. Люди, спасаясь от голодной смерти массами бежали на вольные “украины” и присоединялись к казачьим общинам.

его подданные, живущие по берегам Дона, подстерегают и грабят его послов, возвращающихся домой после выполнения дипломатических миссий и везущих с собой причитающиеся в таких случаях подарки”.

За всю историю казачества было множество великих казаков – первопроходцев и открывателей, миротворцев, настоящих патриотов отечества. Были и простые казаки – защитники земли родной, служившие «форпостом» на рубежах родины. Бывали и другие – казаки смутного времени, о которых стараются не вспоминать.

«Дайте мне 20 тысяч казаков, и я завоюю весь мир»,

– красноречивая фраза Наполеона о казаках, свидетельствует об их славе, отваге, удали и мужестве.

Звездные примеры

Леонардо ди Каприо легко узнать по характерному чубчику. За годы карьеры актер часто менял имидж, но постоянно возвращался к любимой прическе.

Модная прическа с чубом

Том Круз создает разные образы, элегантный и стильный, дерзкий и опасный — амплуа звезды завоевали миллионы поклонников.

Модная прическа с чубом

Джонни Депп, как и его герои, имеет собственный стиль. Небрежные пряди придают динамичность прическе, эпатажность и свобода выражаются в мельчайших деталях образа.

Модная прическа с чубом

Зейн Малик знаменит не только свои творчеством, но и оригинальными стрижками. Чего только стоят эксперименты с окрашиванием в розовый цвет.

Модная прическа с чубом

Майли Сайрус не перестает подогревать интерес публику ярким имидж и эксцентричными поступками, регулярно отражающиеся в светской хронике.

Модная прическа с чубом

Пинк и ее взбитый чуб стали настоящей классикой креативных стрижек.

Модная прическа с чубом

Отечественные звезды также используют модные образы. Тимур Родригез тщательно следит за своей внешностью, безупречное чувство вкуса позволяет всегда выглядеть безупречно.

Модная прическа с чубом

Максим Галкин в течение нескольких лет использует стрижку «Взбитый чуб», оригинально выглядит прическа на вьющихся прядях.

Модная прическа с чубом

Стрижка “под чуб” или “чуприну”

Эта прическа возникла после того как татары разгромили Русь, а большая часть русских княжеских земель вошла в состав Великого княжества Литовского. Позже оно превратилось в Речь Посполитую, что в переводе означает «Республика Объединенная».

Прическа “под чуприну” создавалась очень просто. Шевелюра наголо обривалась надо лбом, на висках и на затылке. Часть волос размером с ладонь взрослого мужчины оставляли на макушке. Их расчесывали, равномерно распределяя по всей голове, и стригли по кругу. Складывалось впечатление, что голова полностью покрыта волосами, однако при порыве ветра, оголялся череп воина. Это делало его облик более воинственным и диким. Такую стрижку носили по большей части:

  • реестровые казаки;
  • свободные крестьяне;
  • помещики;
  • городские жители.

Была также разновидность этой стрижки, которая имела название “под чуб по-польски”. Отличие было в том, что здесь прядь волос оставляли повыше. Прическу носили в основном паны, но, видимо, своих крепостных они стригли так же. Отсюда и взялась поговорка о том, что когда паны дерутся, то у холопов чубы трещат.

Все же “под чуб” чаще всего стриглась знать. Такую “прическу казака” носили князья, которые относились к литовскому, польскому и русскому роду.

Стрижка “под чуприну” также была актуальна и в Молдавии в 1595-1606 и позже. В это время там правил господарь Иеремия Могила. Он приходился дядей Петру Могиле. Такую стрижку предпочитал он сам, и с такими же прическами были изображены на картинах его дети, Александр и Константин. В старину Молдавия звалась Шипотской землей и входила в состав Киевской Руси. Главы государств звались господарями и все были русского происхождения. Иван Пидкова — легендарный казацкий гетман — были из рода молдавских господарей. Турки, которые, как известно, воспитывали из христианских мальчиков янычар, также стригли их “под чуприну”.

Новое в блогах

Рассуждений о происхождении в России этого прозвания для жителей Малороссийского края, а сейчас и жителей Украины в интернете достаточно много. Материал от Ю. Зорькина – Вязниковского, орфография автора.

Каждый высказывает свои представления об этой причуде русского народного творчества. При этом все согласны в нескольких обстоятельствах сопровождающих прозвище хохол:

  • так жители России называли в прошлом малороссиян, а сейчас называют жителей Украины;
  • прозвание старинное и связано с особенностями прически жителей Малороссии;
  • прозвище хохол беззлобное, не содержало ранее и не содержит сегодня унижающих понятий. Таким же по характеру исторически являлось и прозвищекацап. Эти прозвища употреблялись в бытовой речи чаще «к месту» и «в сердцах», содержали некоторую долю эмоциональности, вызванную проявлением у прозываемого человека некоторых характерных качеств (или их отсутствия) – смекалки, хитрости, медлительности, предприимчивости, основательности и т. п. — с наличием которых эти прозвища связывались.
  • В современной Украине у свидомой части населения прозвище кацап применяется для презрительного указания на носителей русской культуры;
  • Происхождение прозвища хохол связывают с характерной прической жителей берегов Днепра, но какую-то определенную прическу не указывают.

Обычно кивают на прически, бывшие распространенными у литературных малороссийских персонажей козаков – на чуб, или на прядь волос на темени, называя её оселедцем. Но ведь козаки это была лишь часть малороссиян, а прозвище характеризует всех жителей Днепровских берегов. Сословное деление на козаков и крестьян жителям Малороссии в 1652 году предложил Богдан Хмельницкий. Поэтому указывать на козаков как носителей характерной для Малороссии прически неверно. Есть резон говорить и о крестьянских прическах малороссиян.

Чтобы разобраться во всем, этом давайте посмотрим, какие понятия и значения имело это выражение в русском языке.

В словаре русского языка В. И. Даля для слова хохол помимо значения названия жителя пограничной области «украинец, малоросс» дается еще ряд значений связанных с понятием состояния покрова головы: «чуб, клок шерсти, волос, перьев на голове; взбитые вверх волосы надо лбом, прическа хохлом; клок долгих волос на темени млрс. оселедець».

В советских русско-украинских словарях[1] для русского выражения хохол давалось украинское значение «чуб». Связь прозвища хохол с прической малороссиян очевидна. Правда неясно, за что малороссияне обижались на такой прозвище, это ведь то же самое что и название чуб. Что здесь обидного?

Все заинтересованные высказывают в интернете свои представления о прическах, давших, по их мнению, основание происхождению этого прозвища. Но ведь «ответное» прозвище кацап, весьма похоже, связано с бородой свойственной козлам? Очевидно, что прическа это не всё, что охватывает прозвание хохол. На что оно указывало?

Позвольте уйти от предположений и домыслов и обратиться к достоверным сведениям зафиксированных в работах ученых – этнографов России XVIII-XIX столетий. Начать лучше с отчета П. П. Чубинского по изучению населения юга России озаглавленного «Труды этнографически – статистической экспедиции в Западно-Русский край» и печатавшегося на протяжении 1872-1878 гг.

Памятная монета, выпущенная национальным банком Украины и посвященной П. П. Чубинскому.

Цитата из украинской газеты «КП в Украине»: «Павлу Платоновичу Чубинскому по праву принадлежит одно из самых почетных мест в плеяде общественных и научных деятелей второй половины XIX ст., благодаря титаническим усилиям которых стало возможное национальное возрождение Украины. Он является одним из основоположников украинской этнографической науки, возглавлял этнографические экспедиции по изучению Украины, Беларуси и Молдовы».[2]

В материалах этого исследования есть ответы на большинство вопросов могущих возникнуть у человека интересующегося культурой и обычаями малорусов, которых по лекалам австрийских украинофилов середины XIX века советские украинофилы и коммунисты в XX веке сделали украинцами. Нужные нам сведения о стрижках и других особенностях ухода за своей внешностью у жителей Малороссийского края в середине XIX века мы находим на 412-й странице VII тома этой работы:

Такой вот облик мужчин малорусов, живших в эпоху Т. Г. Шевченко в разных частях Малороссии, зафиксировали малороссийские корреспонденты[3] этнографа П. П. Чубинского. Давайте проанализируем эти интересные сведения.

Первым делом отметим, что самыми распространенными мужскими стрижками у малорусов были две. У «парубков и молодоженов» было принято стричься «в кружок», когда волосы вокруг головы подрезают наискось, оставляя волосы на затылке длиннее, чем спереди[4] и «в скобки» у старших, когда над бровями волосы подрезаются горизонтально и коротко, а на висках и шее их делают длиннее.

Для малороссиянина также обязательным было расчесывание волос по направлению их естественного роста. Их не завивали, не делали пробор, не расчесывали на бок, не отпускали бакенбарды.

В середине XIX века прически малороссиян этим не исчерпывались. П. П. Чубинский сообщает, что в некоторых местах Малороссии «уцелел старинный малорусский обычай – подбривать волосы вокруг головы». Именно подбривать вокруг головы. Такой способ позволял добиться минимально возможной длины волос на затылке и висках. Этот обычай поддерживался «исключительно почетными стариками, и то далеко не всеми» и лишь на правой, польской стороне Днепра.

Малороссийские стрижки. Персонажи Чуб (слева) и кум Панас из известного советского фильма «Ночь перед рождеством».

Приведенный рисунок хорошо иллюстрирует стрижку «в скобки» у кума Панаса и стрижку «в кружок» у Чуба.

Но здесь не все ладно. Чуба ни парубком, ни молодоженом назвать нельзя, а стрижка у него «в кружок», да еще и обрился вокруг головы. Кум Панас со своей стрижкой «в скобки» для бритья вокруг головы места уже просто не имеет. Тем не менее, это настоящие и характерные для части малороссиян прически и далее мы разберемся с их (только кажущимся) противоречием с этнографическими данными П. П. Чубинского.

В южной части Киевской губернии взрослые мужчины «волосы носили короткие, как и все мальчики», то есть волосы очень коротко остригали «в кружок», но «клочок волос надо лбом оставляли несколько длиннее». «Эти удлиненные волосы назывались чуприна или оселедець», то есть селедка в «малороссийском наречии, а точнее южной речи русского языка»[5].

Толковый словарь українскої мови дает для чуприны значения чуба или шевелюры. Это целиком понятно.

Еще одной прической, хотя и менее распространенной среди крестьян на левобережье и частично на правом берегу Днепра была та, в которой волосы подрезались только над глазами, а остальные спускались на спину и плечи. Волосы были очень длинными. Их носители заслужили прозвище патлачи. Сразу видно, что давать прозвища на основе внешнего облика для русских людей было в порядке вещей. Причем необидных прозвищ.

А еще редко, но встречались «Малоруссы зачесывавшие волосы на бок, как Великоруссы. Это (nota bene — прим Насправдi) по большей части люди, потершиеся в панских передних, и считавшие себя вследствие этого выше крестьянина. Так: каждый бурлак, шлявшийся лет 5-6 по большим городам для заработка денег непременно делал пробор на голове и зачесывал волосы на бок».

Купюра Украины номиналом 100 гривен с изображением молодого Т. Г. Шевченко. На ней воспроизведен автопортрет молодого Т. Шевченко, сделанный им в 1840 году. На купюре будущий Кобзарь довольно сильно отретуширован — его трудно узнать. Но пробор на голове и зачесанные на левый (у оригинала) бок волосы Т. Г. Шевченко очень хорошо иллюстрируют редкую для малороссиян прическу, носителей которой так ярко охарактеризовал П. П. Чубинский.

Все малороссияне брили подбородки и оставляли усы, что резко отличало их от бородатых великорусов. Этим исчерпываются прически свойственные жителям Малороссии, зафиксированные в малороссийской этнографии середины XIX столетия, в период расцвета творчества Т. Г. Шевченко.

Как видим у П. П. Чубинского отсутствуют сведения о прическе характерной для запорожских козаков – волосы обриты вокруг головы под длинную прядь волос на макушке.

На первом плане персонажи запорожцев из того же фильма «Ночь перед рождеством».

Среди козаков на заднем плане крестьянин Остап из левобережной Малороссии.

Не знаю чем это объяснить, возможно, к середине XIX века такие прически у крестьян Малороссии вышли из применения. П. П. Чубинский упоминает овыбривании волос вокруг головы как о старинном, но отживающем свой век приеме стрижки поддерживаемом лишь глубокими стариками на правом берегу Днепра. Странно совпало, но в то время (вплоть до весны1863 года) в Австрийской Галиции польское козакофильство было на подъёме. Молодые поляки и даже русины ходили с оселедцями, обряжались в козацкие одежды, распевали старинные козацкие песни и славили Ukrain(у)[6]. В Австрийской Галиции у польских и русских проводников козакофильства такие прически были в моде. В этих польских фантазиях об Ukrain(е) среди части Галицких русин в будущем родилось украинофильство, к истории малороссийских причесок отношения не имевшее.

Но возвратимся к нашей теме. Интуитивно чувствуется связь выражения хохол с чем-то, что на верху головы, на её гребне, на темечке. Вообще-то, под хоть какие волосы на макушке, при желании, можно подвести любую стрижку и любую прическу. Однако ничего подобного на название хохол в стрижках и прическах малороссиян не встречается. Поскольку хохлами малороссиян прозывали великороссияне, то выражение «хохол» в применении к прическам следует искать в словаре северных русских.

О том, как стриглись крестьяне в России, можно прочитать в вышедшей в 1799 году книге «Описание всех обитающих в российском государстве народов»[7]известного русского этнографа XVIII столетия Иогана Готлиба Георги в разделах посвященных великороссиянам. —

«Волосы на голове подстригают под гребень, — пишет Георги, — оставляя немного около висков и на затылке». Ни о каких хохлах и речь не идет. Но все-таки в речи северных русских выражение «хохол» в применении к способу стрижки при формировании мужской прически существовало. Причем, это выражение связывали с прической типичной для этнических поляков.

Все тот же Иван Иванович Георги в своей уже упомянутой выше книге «Описание всех обитающих в российском государстве народов» также лаконично описывает особенности внешнего вида поляков:

Иллюстрация к описанию внешнего облика поляков из книги И. Георги.

«Поляки…росту более, нежели среднего, выступают важно и горделиво, цвет лица у них белый с румянцем на щеках, волосы темно русые, глаза открытые и большие серые, губы и рот не большие, нос прямой; черты лица показывают свойства души горделивой открытой и мужественной. Головы у них обриты под хохол, который они подстригают в кружок; бороды бреют, усы оставляют».

«Старинный малорусский обычай – подбривать волосы вокруг головы» «под хохол», который потом подрезать «в кружок» ничем не отличается от традиционной прически этнических поляков. В отличие от малороссийского сала вопрос кто у кого что позаимствовал даже не стоит. Теперь вам понятно, почему у Чуба (по русски Хохла) в фильме «Ночь перед рождеством» такая прическа. И не только у него.

Кузнец Вакула из советского фильма «Ночь перед рождеством».

Его облик дает прекрасный образчик польской прически «подбривать волосы вокруг головы» под самый хохол и оставшиеся волосы потом подстригать «в кружок» расчесывая их по направлению естественного роста.

Одинаковость старинного малорусского обычая – подбривать волосы вокруг головы, о котором сообщает П. П. Чубинский и традиционного способа поляков — католиков обривать голову под хохол, а также брить подбородки и оставлять усы позволяют увидеть у северных русских основания для возникновения прозвища хохол в отношении своих южных единоверцев — христиан греческого обряда.

Если посмотреть на это формально, то ничего обидного в намеке на общность облика малорусов с поляками нет. Но появление такого прозвания могло быть вызвано и другими причинами.

Такое данное москвичами для перенявших польскую культуру южных русских прозвище могло подчеркивать факт отступления ими от исторических традиций Руси, могло служить укором в добровольной полонизации. Известно сколь ревностно и строго держались старых традиций в Русском государстве. А исторические русские прически, свойственные великороссиянам сохранялись и в Малороссии теми, кого сами малороссияне в XIX веке прозвали патлачи.

Это лишь предположение, но в логике прозвищ хохлы – кацапы оно достаточно оправдано.

Но все-таки и скорее всего, прозвище хохол действительно возникло по причине как столь необычной для северных русских широко распространенной среди малороссиян разных вариантов стрижки под хохол, так и самого этого слова хохол, которое в русском языке по своей природе ласковое.

Русская хохлатая птица свиристель. Зимой обожает лакомиться рябиной.

фото: из открытых источников

Ю. Зорькин – Вязниковский. Специально для НАСПРВАДI

Рекомендуем к просмотру:

  • сериал «500 секунд правды об Украине»
  • сериал «Русская окраина»

Головные уборы и прически кубанских казачек

Традиционными прическами кубанских казачек, как и в других регионах, являлись: одна коса у девушек и две косы, собранные в пучок, у замужних женщин. Девицы и девочки вплетали в свои роскошные длинные косы цветы и шелковые ленты. .

кубанская казачка в прическе из одной косы с вплетенными лентами и цветочном венке

Коса «в расплет»

— прическа сосватанной девушки, которую заплетали ей после сводов. «На вид волосы кажутся совершенно распущенными, посередине же идет тоненькая коска, не толще бечевки; в эту коску вплетаются только концы волос, и такая прическа носит название «в расплет». В конец косы вплетается множество длинных лент.»

Шлычка

Основной прической замужних женщин являлся пучок из волос или кос, которые закручивались на голове. Для увеличения объема прически женщины вплетают в волосы небольшие кусочки материи.

«Все женщины заплетают волосы в две косы, вплетают в них небольшие кусочки материи и шнурки «кисныки» и складывают волосы на голове в круг.»

«Необходимою принадлежностью головного убора замужних женщин является шлычка (нечто вроде чепца); волосы заплетаются в две косы, которые обводятся вокруг головы, и поверх их надевается шлычка; голова иногда прикрывается платком.» .

В черноморских станицах шлычки на украинский манер называли «очипком». Сохранились так же сведения о том, что в ряде станиц на Кубани шлычки-«чепчики», как и косынки искусно вышивали.

«Праздничная белая косынка, украшенная вышивкой, надевалась в большие православные праздники. Помимо нарядных платок, позже косынок, в быту использовались в качестве головных уборов платки (подшальники) хлопчатобумажные, щелковые и шерстяные, сложенные по диагонали в треугольник.»

Традиционные причёски Прикарпатья

В некоторых Прикарпатья сохранялся старинный обычай удлинять естественное волос искусственными волосами с красной хлопчатобумажной воличкой. На Гуцульщине девушки вплетали-в косу нить (шварк), на которую нанизывали пуговицы. Для закрепления косы на голове ее рядом оплеталы красной шерстью (поплиткы) или привязывали конце кос на темени красной лентой, которая заканчивалась на затылке. Прическу украшали живыми цветами — закосичувалы. На Углу девушки разделяли волосы на темени на две половины и заплетали над ушами волосы (Китка), которые заключали вроде венка.

Комментировать
0
19 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно