Виды ткацких переплетений, описание и схемы

Виды ткацких переплетений, описание и схемы

Виды ткацких переплетений, описание и схемы
СОДЕРЖАНИЕ
0
13 просмотров

Нити в тканях вблизи

Свойства и характеристики текстильных материалов зависят от волокон, применяемых в их производстве, и от видов переплетения нитей утка и основы. Этот показатель влияет на плотность, износостойкость, способность растягиваться, драпироваться, держать форму и на внешние характеристики.
Типы переплетений в тканях классифицируют следующим образом:

  1. Простые (гладкие).
  2. Мелкоузорчатые.
  3. Сложные.
  4. Крупноузорчатые.

Гладкие

Прежде чем рассматривать виды ткацких переплетений, стоит дать определение волокон, используемых в текстильном производстве. Волокна — нити, изготовленные прядением или химическим способом формирования из натурального, искусственного или синтетического сырья.

Нить основы — это волокна, натянутые на раму станка. Нить утка — это волокна, прикрепленные к челноку ткацкого станка. В процессе работы челнок продвигает нити утка между нитями основы, обеспечивая перекрытие.

Повторяющийся рисунок плетения называют раппортом. Обозначают буквой R. В зависимости от утка или основы ставят индексы “у” или “о” соответственно.

Сдвиг показывает число нитей, удаленных от предыдущего перекрытия. Обозначают литерой S с соответствующими индексами “о” или “у”.

В текстильном производстве применяют основные виды гладких переплетений:

  1. Полотняное (простое).
  2. Саржевое.
  3. Сатиновое.
  4. Атласное.

Атласные и сатиновые перекрытия объединяют в одну группу, потому что производятся они идентично и различаются по нити, представленной на лицевой стороне. Данную группу называют атласно-сатиновой.

Полотняное

Полотняное переплетение нитей

Полотняное переплетение характеризуется расположением уточных и основных нитей простым способом, чередуя их в шахматном порядке. Формула раппорта выглядит так: RО = RУ = 2.

К основным характеристикам тканей, выработанных данным способом, относятся такие свойства, как прочность, гладкость. Полотна с одинаковыми лицом и изнанкой могут иметь различные показатели плотности и жесткости. На ощупь поверхность гладкая. Производят гладкокрашеные и узорчатые ткани. Рисунок наносят печатным способом.

Методом простого переплетения в текстильной промышленности изготавливают такие виды тканей:

  • из хлопка: батист, маркизет, мадаполам, бязь, ситец, миткаль и др.;
  • из льняных волокон: костюмные, платьевые, бортовка, парусина;
  • из шелковых нитей: крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон;
  • шерстяные: сукно.

Таким образом, производят домотканые полотна ручной работы. Для ткачества полотен с рубчиком одна нить должна быть толще. Неоднородность ниток создает ровный поперечный рисунок без сдвига. Ткани, сотканные данным способом, называют ложнорепсовыми. Например, тафта или поплин.

Простые переплетения обусловили тканям прочность. Шахматный порядок нитей демонстрирует устойчивость к разрыву и не склонен к истиранию, выдерживает стирку в горячей воде с применением отбеливателей и пятновыводителей. Поэтому бязь, ситец, лен считаются лидерами в пошиве предметов домашнего обихода и постельного белья.

Метод простого перекрытия считается базовым и используется в качестве основы для сложных схем ткацких переплетений.

Атласное и сатиновое

Атласное переплетение

Отношение раппорта к сдвигу, выраженное дробью R/S, характеризует еще два, очень популярных и востребованных переплетений — атласное и сатиновое. В отличие от полотняных перекрытий в них нитки утка и основы переплетаются реже. Так получают гладкость и блеск лицевой поверхности полотна.

На лицевой стороне сатиновых полотен преобладают уточные нити. Типичный представитель группы — сатин ткут из ниток двойного плетения, произведенных по технологии скручивания волокна, что делает ткань прочной и износоустойчивой.

Атласное переплетение — вариант сатинового, выполненного идентично, но с преобладанием ниток основы на лицевой стороне. При данном способе уточные нити выводятся на лицевую сторону через 4 — 5 и более нитей основы. Технология позволяет получить гладкие полотна с характерным атласным блеском. Ткань скользящая, легкая, но прочная. В процессе шитья срезы склонны к осыпанию.

Атласно-сатиновое переплетение используют в производстве таких материалов: сатин, байка, ластик, атлас, некоторые виды драпа, костюмных и платьевых полотен, креп-сатин, подкладочные и корсетные материалы.

Саржевое

Саржевое плетенее

Ткани с наличием диагонального рубчика с углом наклона в зависимости от сдвига, производятся способом саржевого перекрытия. Угол составляет 45 градусов. В процессе ткачества выполняют асимметричный сдвиг на 1, 2 или 3 нити.

Традиционным способом производят саржевые полотна, в которых рубчик направлен сверху вниз, слева — направо. Бывают также полотна обратного направления. Данный способ является обратным саржевым переплетением.

Полученные саржевым плетением ткани демонстрируют свойства: плотность, в отличие от других главных переплетений — большая толщина и вес, способность растягиваться, особенно по диагонали, мягко драпироваться. Гладкие, стойкие к истиранию, они уступают остальным видам в показателях прочности. Но это не критично.

Примеры материала: саржа, смесовые полушерстяные и полушелковые, подкладочные.

Усиленная саржа имеет широкие косые полосы, благодаря этому рисунку повышается износостойкость материала. Так производится шотландка, бостон, шевиот, бумазея, габардин и др.

Существуют подвиды полотен с саржевым переплетением. Они составляют ассортимент тканых материалов.

Ломаная

Ломаная саржа представляет полотно с рисунком “елочкой”. Для данного типа характерно применение обратного саржевого плетения. Примеры тканей: шеврон, различные виды платьевых и костюмных материалов.

Со сдвигом

Подвид саржевого вида со сдвигом — видоизмененный вариант ломанного. Выполняется по аналогии с ним, но со сдвигом раппорта по основе или утку. Используется для производства материала под названием грибсон. Такой способ переплетения называют обратно сдвинутым. Выполняют на базе саржевого с соотношением раппорта к сдвигу ¼; 2/2; 2/3.

Ромбовидная

Ромбовидные полотна вырабатываются на базе саржевых переплетений с соотношением к сдвигу ¼; 2/2. Их называют также крестовидными или лозанжем. Фактура ткани формируется раппортом из ромбов разной величины. Примеры: декоративные и платьевые.

Сложная

Сложная или стеганая саржа — это упругое полотно высокой прочности, характеризующееся наличием рельефных полос разной ширины. Изготавливается на базе раппорта ½, 2/2. Примеры материалов: декоративные, плательные.

К другим видам саржи относятся зигзагообразная (с переменным наклоном нити основы и утка), теневая (с переходом тени), криволинейная (меняющая угол наклона рубчика). Примеры тканей: декоративные и платьевые.

Классификация ткацких переплетений

СОСТАВ ТКАНЕЙ

Классификация тканей по волокнистому составу

По волокнистому составу все ткани делятся на хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые.

Кроме того, они делятся на однородные, неоднородные, смешанные и смешанно-неоднородные.

Одноррдныеткани, состоящие из волокон одного вида по основе и утку.

Они называются чистохлопковыми, чистольяными, чистошерстяными и т.д.

Неоднородные

— ткани, состоящие по основе из нитей одного состава, а по утку – другого,
например, основа – вискоза, уток-хлопок; основа-хлопок, уток – лен и др.
Смешанные

– ткани, состоящие из смеси волокон по основе и утку
, например, из шерсти с лавсаном, вискозы с капроном и др.
Смешанно-недноррдныеткани, у которых одна система нитей однородная, а другая смешанная, например, основа- шерсть, уток – шерсть с лавсаном.

Ткани обычно называют по наиболее ценному компоненту с приставкой «полу»: полушерстяные, полульняные, полушелковые. Шерстяные ткани, содержащие не более 10% химических волокон в виде просновки, искры для улучшения внешнего вида, относятся к однородным тканям.

Методы определения волокнистого состава ткагни

Для определения волокнистого состава ткани пользуются органолептическим и лабораторным методами.

Органолептический метод основан на использовании органов чувств человека (зрения, осязания, обоняния). С помощью зрения определяют цвет, блеск, прозрачность, гладкость, ворсистость, характер горения нитей; с помощью осязания – мягкость, жесткость, растяжимость, упругость (несминаемость), теплоту или прохладу наощупь; с помощью обоняния – запах, выделяемый волокнами при горении. Этому методу свойственны простота и доступность, однако он отличается субъективностью.

Приемы органолептического анализа ткани:

1.Анализ тканей по внешнему виду (блеск, прозрачность, толщина, ворсистость)

2.Анализ ткани наощупь (гладкость, шероховатость, мягкость, жесткость, растяжимость, сминаемость, теплота или прохлада наощупь)

3.Анализ ткани по виду нитей основы и утка (по характеру обрыва, по виду волокон в нитях, по прочности в воде)

4.Анализ ткани по характеру горения (как загорается, как горит, какой запах выделяет при горении, какой остаток образуется). Горение исследуется отдельно по основе и утку.

Лабораторный метод предполагает использование микроскопа и химических реактивов. Этот метод более объективен, чем органолептический, однако более трудоемкий.

Волокнистый состав определяют отдельно по основе и утку. Определить направление нитей основы можно по следующим признакам:

· Если у образца имеется кромка, основные нити определяются по направлению кромки:

· Если ткань выработана с рисунком в полоску, то направление полос чаще всего совпадает с направлением нитей основы;

· У тканей с ворсом ворс направлен вдоль основы;

· У большинства тканей плотность по основе больше, чем плотность по утку;

· В направлении основы ткани (хлопчатобумажные и некоторые другие) имеют меньшую растяжимость, чем по утку. Шерстяные ткани имеют одинаковую растяжимость в обоих направлениях;

· У большинства тканей в основе используются нити большей крутки, чем в утке (исключение-крепдешин, у которого, наоборот, в утке используются нити креповой крутки):

· Нити основы всегда прочнее нитей утка;

· Нити основы распрямлены, нити утка более изогнуты;

· Если в ткани в одном направлении используется крученая нить, а в другом — одиночная, крученая нить по основе;

· Если ткань полульняная, то, как правило, основа – хлопчатобумажная, уток — льняной;

· Если в одном направлении шерстяная пряжа, а в другом – хлопчатобумажная, то, как правило, х/б пряжа будет основной;

· Если в одном направлении нить из натурального шелка, а в другом – иного вида, то натуральный шелк всегда будет основой.

СТРОЕНИЕ ТКАНЕЙ

Под строением тканей понимают взаимное расположение нитей в ткани и связь между ними.

Основные показатели строения:

v Структура пряжи (нитей)

v Ткацкое переплетение

v Плотность и заполнение тканей нитями

v Структура лицевой поверхности и изнанки

v Структура пряжи (нитей)

Пряжа может иметь различную структуру в зависимости от вида волокон, способа прядения, степени и направления крутки, строения.

Так, тонкую, плотную, гладкую пряжу получают из длинных волокон по гребенной системе прядения, пряжу средней толщины, немного ворсистую — из волокон средней длины по кардной системе прядения, толстая, рыхлая, пушистая пряжа получается из коротких волокон по аппаратной системе.

По строению пряжа может быть однониточной, крученой, фасонной и т.д. В зависимости от применяемой пряжи ткани отличаются по структуре. Благодаря использованию крученой пряжи повышается прочность и упругость тканей. Ткани из пряжи фасонной крутки будут отличаться от тканей из пряжи обычной крутки.

Имеет значение и направление крутки. Например, при выработке крепдешина чередованием в утке 2х нитей правой и 2х нитей левой крутки получают хорошо выраженную мелкозернистую поверхность, а в хлопчатобумажных тканях типа саржи используют основу и уток разного направления крутки, что дает рельефно выраженные саржевые полосы.

v Ткацкие переплетения

Ткацкое переплетение – определенный порядок чередования нитей основы и утка, создающий на ткани законченный ткацкий рисунок.

Раппорт переплетения – минимальное число нитей по основе и утку отдельно, которые, переплетаясь между собой, создают законченный ткацкий рисунок

Перекрытие – место переплетения нитей основы и утка. Если на лицевую сторону выходят основные нити, перекрытие называется основным, если уточные – уточным.

Сдвиг перекрытия – число, показывающее, на сколько нитей смещено перекрытие рассматриваемой нити от аналогичного перекрытия предыдущей нити.

От вида переплетения зависит характер и рисунок лицевой поверхности ткани, наличие блеска. Вид переплетения влияет на прочность ткани, ее растяжимость, толщину, жесткость, осыпаемость, усадку и другие свойства.

Классификация ткацких переплетений

Ткацкие переплетения делятся на 4 класса

1.Простые — полотняное, саржевое, сатиновое (атласное)

2.Мелкоузорчатые (Делятся на 2 подкласса: производные от простых и комбинированные).

Производные от простых:

От полотняного – репс, рогожка

От саржевого – усиленная саржа, ломаная саржа, обратная саржа, сложная саржа

От сатина и атласа – усиленный сатин и усиленный атлас

Комбинированные делятся на составные и полученные наложением

3.Сложные — двухлицевые, двухслойные, ворсовые

4. Крупноузорчатые (жаккардовые)- простые и сложные крупноузорчатые.

ПРОСТЫЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ

Полотняное переплетение

Переплетение обозначается дробью, числитель которой показывает число основных нитей, а знаменатель – число уточных, переплетающихся друг с другом.

Перекрытия располагаются в шахматном порядке.

Раппорт по основе и утку равен 2 нитям.

Это переплетение создает ровную поверхность тканей, одинаковую с лицевой и изнаночной сторон, дающую четкий рисунок при печатании. Ткани полотняного переплетения имеют высокую прочность и наиболее жесткую структуру.

При значительной разнице в линейной плотности нитей основы и утка на ткани образуются поперечные или продольные рубчики, создающие репсовых эффект (ложный репс).

а б

5
4
3
2
1
1 2 3 4 5

Рис 1. Полотняное переплетение

а – образец ткани, б — схема переплетения

Саржевое переплетение

Переплетение обозначается дробью, числитель которой показывает число основных перекрытий, а знаменатель- число уточных перекрытий в пределах раппорта.

Раппорт равен сумме числителя и знаменателя. Наименьший раппорт равен 3.

При каждой прокидке утка перекрытия смещаются на 1 вправо. В результате этого на ткани образуется рисунок в виде диагоналевого рубчика, направленного снизу слева вверх направо под углом 45 Однако, в случае увеличения плотности ткани по основе или утку диагонали будут идти более круто или более полого.

Если на лицевой стороне преобладают основные перекрытия, саржа называется основной (2/1, 3/1), если уточные – уточной (1\2, 1/3)

Саржевым переплетением вырабатываются более плотные, толстые и тяжелые ткани. Такие ткани несколько уступают по прочности тканям полотняного переплетения, но вследствие удлиненных перекрытий, имеет более гладкую поверхность и более устойчивы к трению, поэтому их часто используют в качестве подкладки.. Ткани саржевого переплетения отличаются от тканей полотняного переплетения большей мягкостью, эластичностью, драпируемостью и растяжимостью, особенно по диагонали. Они требуют больше внимания при настилании (нельзя допустить перекос кроя).

6
5
4
3
2
1
1 2 3 4 5 6
6
5
4
3
2
1
1 2 3 4 5 6

Рис 2. Саржевые переплетения

а – уточная саржа , б – основная саржа

лен льняная ткань полотняное переплетение лен крепдешин ткань производство тканей ткацкие станки креп-жоржет ткань полотняное переплетение ткани полотняное переплетение ткани ткацкий станок бязь шелк шелковая ткань одежда бохо стиль бохо комплект постельного белья из перкаля ткань перкаль креп-шифон ткань

Структурные

К структурным видам относят производные основных с использованием нитей разных по толщине. Основа или уток для создания рельефа или рисунка удваивается по толщине в 2 – 3 раза. Несмотря на структуру полотна, оно мягкое и прочное. В зависимости от происхождения использованных волокон могут меняться показатели жесткости.

Репсовое плетенее

Репс относится к материалам, производным от простого (полотняного) переплетения. Материал подразделяют на три группы: основной и уточный репс, полурепс. Такое деление зависит от того, какая нить создает утолщение.

На поверхности репса образуется поперечный рубчик; на ткани, выработанной уточным репсовым плетением — продольный.

Полурепс может быть как уточным, так и основным. В технологии пролурепса используют раппорты с настилами различной величины.

С помощью данного способа производят файдешин, фланель из х/б сырья, платьевые и костюмные вид шерсти, шелковый и хлопковый репс.

Рогожка

Рогожка, схема переплетения

Еще одним представителем подвида простого переплетения является рогожка. Перекрытие нитей производят с усилением утка и основы в раппорте. Поверхность полотен имеет структуру в виде чередующихся в шахматном порядке крупных квадратов. Оксфорд и двунитка — типичные представители рогожки.

Переплетение ткани твил

Твил — ткань, выработанная саржевым переплетением, где нити основы, а также утка демонстрируют соотношение 2/2. Особенность материала в том, что в процессе производства используют скрученные нити. История возникновения связана с Шотландией, где ее производство было обусловлено желанием создать теплую одежду, защищающую от холодных ветров.

Материал хорошо окрашивается, и сохраняет яркость цвета. Его название по ошибке во времена герцога Виндзорского путали с твидом. И по характеристикам эти две ткани схожи. Если изначально твил изготавливали из хлопковых волокон, то сегодня чаще встречаются смешанные варианты.

Производят из хлопка (твил-сатин), в смеси с полиэстером, с эластаном (твил-стрейч). Полотна имеют фактурную поверхность и благородный блеск.

Крупноузорчатые переплетения

Крупноузорчатыми называются переплетения, создающие на ткани узоры из разнообразных орнаментов, фигуры которых образованы сочетанием различных переплетений (рис. 1-25). Ткани крупноузорчатых переплетений вырабатывают на ткацких станках с жаккардовыми (лицевыми) машинами, отчего иногда ткани называют жаккардовыми.

Некоторые крупноузорчатые переплетения имеют очень большие раппорты. Число различно переплетающихся основных нитей в раппорте ограничивается числом крючков лицевой машины и может достигать нескольких сотен нитей. В некоторых рисунках раппорт переплетения повторяется по ширине ткани несколько раз, но бывают рисунки, раппорт переплетения которых занимает всю ширину ткани. Раппорт по утку является неограниченным и в отдельных случаях может состоять не только из нескольких сотен, но даже тысяч нитей.

Простые крупноузорчатые переплетения образуются из одной основы и одного утка. Такими переплетениями вырабатывают некоторые шелковые, хлопчатобумажные и шерстяные ткани для женских платьев, шелковые и полушелковые подкладочные ткани, камчатные полотенца, салфетки, скатерти и др. Сложные крупноузорчатые переплетения образуют узор на ткани из нескольких систем основных и уточных нитей. Различают двухлицевые, двухслойные и ворсовые крупноузорчатые переплетения. Такими переплетениями вырабатывают

Крупноузорчатое переплетение ткани для платьев, мебельные и некоторые другие декоративные ткани с разнообразными узорами

Рис. 1-25. Крупноузорчатое переплетение ткани для платьев, мебельные и некоторые другие декоративные ткани с разнообразными узорами.

  • Назад
  • Вперед

Креповое

Креповое переплетение

Технология производства креповых тканей основана на применении комбинированных переплетений. Поверхность материала имеет мелкозернистую фактуру. Перекрытие нитей производят на основе полотняного в различных комбинациях. Так на поверхности ткацкого полотна выполняют дополнительные перекрытия, разбросанные в определенном порядке.

Креповые перекрытия могут быть одиночными или групповыми. Существуют варианты с применением различных технологий. Примеры тканей: креп-сатин, креп-шифон, крепдешин и др.

Помимо прочности и привлекательного внешнего вида, креповые полотна удобны в шитье. Край среза не осыпается. Изделия хорошо сохраняют форму, не вытягиваются и не деформируются.

Диагональ

Диагональное плетение нитей

Диагональ — ткань, полученная способом саржевого переплетения. На лице присутствует мелкий ровный рубчик, расположенный диагонально под углом 45 градусов.

К свойствам плотной материи относятся: устойчивость на разрыв и истирание, способность сохранять форму в изделии, практичность. Ткань тянется в диагональном направлении, не дает усадку при стирке, долговечна.

Вафельная

Вафельное плетенее

Вафельная ткань — фактурный текстильный материал, используемый в изготовлении домашнего текстиля, с характерным рельефным рисунком в виде углубленных ячеек с бортиками. Переплетение на базе саржевого ромбовидного с раппортом ¼.

Отлично впитывает влагу, не оставляет на протираемой поверхности ворсинок, обладает массажным эффектом. Изготавливают из хлопка, реже — из льняных волокон.

Жаккардовые виды

Ткани с жаккардовом переплетением

Жаккардовые полотна отличаются тем, что рисунок на них производится не с помощью печати, а выполняется на этапе переплетения нитей. Окрашенные в различные цвета нити участвуют в ткачестве. В результате получают полотна с двусторонним орнаментом.

Жаккард может быть крупно- или мелкоузорчатым. В зависимости от замысла автора в перекрытии могут участвовать до 45 нитей разных оттенков. Делят жаккардовые полотна на простые и многослойные. На базе данного переплетения изготавливают крупножаккардовый кулирный и основовязаный трикотаж.

Текстильные полотна с жаккардовым переплетением легкие и прочные, не тянутся, сохраняют форму, не подвержены выгоранию и линьке, выглядят очень дорого и презентабельно. Стоимость данного материала высока. Но и прослужит изделие из жаккарда не один год. При правильном уходе такие вещи не теряют первоначальной привлекательности десятки лет.

Обзор материй

Пряжа, применяемая для саржевого сплетения, оказывает одинаковое влияние на свойства готовой материи. Универсальность ткани заключается в применении различных волокно (искусственных и синтетических). Очень часто делают из нее ткань деним, она бывает:

  • Один из дешевых и тонких материалов Джин, производимый из некрученых пряжей, невысокой плотности;
  • Джинс. Качественный и плотный материал, уточные нити закручены. Последнее время в деним часто вносят эластан, чтобы он стал более эластичным;
  • Стрейч. Также есть теплые деним, с термо-материалом с внутренней части в качестве подклада;
  • Деним с спелетнием «елочкой» называется Ломаная саржа. Первые джинсы сделаны из него;
  • Один из дорогих и лучших тканей будет Деним и Селвидж. Из них делают куртки, пальто, костюмы.

Чтобы визуально понять, о чем говорится, необходимо посмотреть несколько мастер-классов о ткацких плетениях.


Материал Деним

Шерстяная саржа

В основном это достаточно плотные и тёплые ткани. Шерсть саржевого полотна используется для создания зимней одежды.


Как выглядит габардин

Какие ткани делаются из шерстяной саржи

  • Габардин — материал из шерсти овец мериноса. Из неё делают шубы, пальто, свитера. Используют как обивку для мебели. Она выглядит достаточно элегантно. Особенность такой ткани в наклоне рубца на внешней стороне в 60 градусов и блестящая изнанка;
  • Твид — из этой ткани делают шапки, костюмы и пальто. Производится из овечьей шерсти. Свойства ткани: держит тепло, не сминается, имеет красивый вид.

Вам это будет интересно Что такое ткань рогожка и что из нее можно пошить

Из шерстяного полотна делают в основном костюмы, верхнюю одежду, головные уборы или демисезонные вещи.

Полушерстяная

Для саржевого сплетения применяются смеси нитей. Очень популярны полушерстяные ткани. В качестве основы применяется хлопчатобумажная пряжа, шерстяные нитки будут в роли утка. Из них делают чаще всего пальто и спец одежду для рабочих. Достаточно тяжело ухаживать, поэтому нужно соблюдать правила, прописанные на этикетке.


Натуральная шелковая саржа

Хлопковая

Чистые хлопчатобумажные ткани очень плотные. Такой материал называют суровым.

Одной из самых красивых и популярных в применении будут ткани деним с рисунком, они называются джинс. Для основы в полотне, берется окрашенная пряжа.

Шёлковая и полушёлковая

Из шёлковых саржевых тканей делают нежные и приятные на ощупь комплекты белья. Для полушёлковых тканей применяется шёлковое полотно и хлопковый уток.

Вискозная

Вискозная нить производится из целлюлозы. Тонкие вискозные ткани саржевого сплетения широко применяются в виде подкладок в шапках или верхней одежде. Из материала делаются многие вещи женского гардероба. Например, осенние платья или офисные костюмы.


Подкладочный материал

Комментировать
0
13 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит